Назад
Проекты / Три части храма - Притвор и средняя часть

Поделиться:

Три части храма - Притвор и средняя часть

Мы уже говорили, что снаружи храм часто похож на крест. А как храм устроен внутри? В какой бы стране человек ни зашел в православный храм, он заметит, что эти храмы состоят из трех частей: притвора, средней части и алтаря - и чем-то похожи друг на друга. Потому что почти все эти церкви построены по образцу древнего храма Соломона в Иерусалиме.

До наших дней он не сохранился, но тоже состоял из трех частей, только назывались они иначе. Главные двери церкви, через которые входят люди, чаще всего находятся на западе.

Православные христиане входят в храм, перекрестившись и обратившись Богу со словами: «Господи, я вхожу в дом Твой, покланяюсь святыне Твоей, помоги мне, прости меня за грехи мои. Аминь».

Открыв дверь церкви, мы входим в притвор. Он предшествует основной части храма, где обычно находятся люди во время службы. В притворе остаются те, кто готовится к Крещению. Они выходят после того, как диакон громко просит их удалиться:

«Оглашенные (то есть некрещёные), изыди́те (уйдите)». 

Человеку нужно время, чтобы подготовиться к Крещению. Его сначала нужно спросить, хочет ли он дружить с Богом и другими христианами и что он готов для этого сделать. Нельзя же прийти с улицы и сразу стать нападающим сборной России по хоккею! Нужно готовиться и много тренироваться.

Некрещеные люди выходят из средней части храма раньше крещеных не потому, что они «плохие», а потому, что они еще не могут участвовать в таинствах.

В притворе могут стоять люди, которые поступили очень плохо. На исповеди священник рассказал им, как получить прощение. В древности человек мог стоять в притворе несколько лет, пока священник не убеждался, что грешник в самом деле раскаялся. Сейчас уже нет таких строгих правил, но за серьезный проступок отправить человека в притвор батюшка все-таки может.

Миновав притвор, христианин входит в храм. Центральная часть храма с главным алтарём напоминает корабль и потому называется «нефом» («неф» по-французски «корабль»).

Христиане здесь превращаются в «моряков на корабле», который плывёт по бурному морю и управляется самим Христом. Образ Церкви как морского или речного судна был таким популярным, что храмы стали называть «кораблями спасения».

Слева и справа от главного корабля иногда можно видеть «лодки» поменьше. Там тоже есть алтарь, но маленький. Такие «судёнышки» стали называть приделами. В них часто служат зимой, если храм большой. Ведь маленький придел с низким потолком можно быстро обогреть, и люди там не мерзнут. Иногда вдоль стен стоят скамейки для сидения.

 

По книгам издательства "Никея" из серии "Детям о Православии"