Назад
Проекты / Чтобы зажечь огонь в людских сердцах, нужно иметь его в себе

Поделиться:

В 1924 году Святейшим Патриархом Московским и всея России Тихоном было учреждено Веневское викариатство. Затем его упразднили, чтобы спустя почти сто лет, по прошению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия, Священный Синод воссоздал это викариатство и назначил на него епископа Феодорита (Тихонова) с присвоением титула «Веневский». И сегодня владыка Феодорит гость проекта «Ровесники века».

" data-services="vkontakte,odnoklassniki,telegram,whatsapp">
Чтобы зажечь огонь в людских сердцах, нужно иметь его в себе

В 1924 году Святейшим Патриархом Московским и всея России Тихоном было учреждено Веневское викариатство. Затем его упразднили, чтобы спустя почти сто лет, по прошению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия, Священный Синод воссоздал это викариатство и назначил на него епископа Феодорита (Тихонова) с присвоением титула «Веневский». И сегодня владыка Феодорит гость проекта «Ровесники века».

Ваше Преосвященство, благодаря западным фильмам, многие считают, что викарий это всенепременно католик, тем не менее, на Тульской земле в вашем лице мы видим викария православного… А чем вообще занимается викарий?

Должность викария, а в переводе это значит заместитель, на Руси появилась поздно, где-то в XVIII веке, то есть во времена господства латинского языка в богословской науке. В наших реалиях викарий есть заместитель правящего архиерея и сан этот принадлежит, как правило, епископу, а на Западе это второй священник на приходе.

Как ваши отношения со спортом складываются, какие книги читаете, фильмы смотрите и слушаете музыку, если, конечно, для подобных занятий находится время?

В молодости я был более активен в вопросах спорта, а сейчас мое – это философская ходьба! Во время таких прогулок по парку или лесу проще думается о решении каких-то насущных проблем, плане лекции, предстоящей проповеди или находятся ответы на вопросы, задаваемые верующими за богослужением. Часто ведь бывает так, что ответишь, а потом думаешь, что более понятно для человека было бы сказать немного иначе… Книги читаю в основном богословские, но не чужд и классике – если будет возможность, планирую перечитать «Бесы» Достоевского, моего любимого писателя.

«Толкование снов» и «гороскопы», как оказалось, это самые популярные запросы в интернете и даже верующие люди грешат подобным чтивом, оправдываясь тем, что Библейская история полна рассказами о пророчествах… Как донести, если это возможно, до сознания человека абсурдность подобных сравнений?

Пророк и лжепредсказатель похожи внешне, но по сути – это Небо и Земля, так как астрологи и гадалки работают с людьми не интересующимися духовной жизнью, им интересно, как пройдет сделка или когда они разбогатеют, а пророчество от Бога через Духа Святого есть Таинство, не всегда дающее нам понятные и ясные ответы. Оракулы, гадающие за мзду, всегда все разложат по полочкам, пророк же и денег не берет и честно скажет, что здесь есть у него извещение от Господь, а вот тут нет, потому что не полезно это знание для твоего разумения. Знания будущего вообще не полезны, и понять это можно на простом примере – если бы человек ведал время смерти, то многие бы жили в полном грехе, чтобы за годик до кончины остепениться и вроде как встать на путь духовной жизни. Незнание же часа, когда мы с ответом за свои деяния предстанем перед Богом, держит человека в тонусе, позволяя ему быть зрелой личностью, ответственной за свое будущее.

Кстати, ваше становление, как священника, тоже начиналось с пророчества схимонахини Феодосии (Косоротихиной), но, будучи школьником, вы не всерьез отнеслись к ее словам о своем будущем…

Слова матушки Феодосии «… не спешите, будет священниками, когда Бог даст!», были ответом на наши нетерпеливые вопрошания о том, как бы скорее, чуть ли не после совершеннолетия стать священниками. Но к тому моменту мое становление как священника уже началось и я был алтарником. Вообще призвание к священническому служению почувствовал очень рано, практически еще научившись говорить, я заявил родителям, что стану священником. Мама, помню, даже руками всплеснула: «Монахом будешь»? Я не знал разницы между священником и монахом, поэтому ответил, что буду как приходской батюшка. Монашества я захотел позднее, и это тоже связано с матушкой Феодосией, которой в тот момент привезли книги о житии глинских старцев, оказавших на меня серьезное влияние и укрепившее в желании быть им подобным – быть монахом.

Мне тогда было 15 лет и, по счастью, рядом открылся монастырь, где я впервые спросил о том, смогу ли я стать монахом. Мы до сих пор с отцом Амвросием вспоминаем, как он сказал, что мочь то я могу, но если родители не будут против, так как конфликтовать с ними и разлад в семью не хотел он вносить. Мама моя действительно сильно переживала по этому поводу, но в итоге, когда мне исполнилось 29 лет, родители полностью меня понимали и поддерживали, а мое монашество было не детской прихотью, а осознанным и серьезным решением.

На пути от монашеского пострига до епископской хиротонии, есть ли какие-то обычные жизненные события, которые наиболее всего запомнились и запали в душу?

Во-первых, в 2012 году мы из Московской духовной академии совершили паломничество в Турцию, но не туристическую, известную ныне каждому, а по местам «Древней Византии», то есть по земле, просвещенной апостольской проповедью.

Наш маршрут проходил по следам апостола Павла, по местам, связанным с жизнью святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Мы служили в Эфесе, где проповедовал Иоанн Богослов и даже сподобились возможности спуститься в гробницу, откуда исходил в древности его прах…

Затем, юбилей преподобного Сергия Радонежского – я участвовал в подготовке к празднованию его 700-летия и принимал участие в знаменитом крестном ходе во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Было очень жаркое лето, но и Святейший Патриарх и практически весь епископат Русской Православной Церкви, аскетично, решительно и волево прошли этот путь в восемнадцать километров…

Конечно же, кончина схимонахини Феодосии, в общении с которой каждый считал себя единственным, а нас таких у нее было великое множество – я не ожидал увидеть по успении матушки тысячи и тысячи ее духовных чад! По факту это было ее малое прославление и малая канонизация… Завершу этот список воспоминанием о первом посещение Афона.

Все четыре события как-то так сложились и переплелись, дав мне какие-то, может быть, незримые намеки и уроки, значительно помогающие мне в служении, особенно в служении епископском.

Условно сравнивая места ваших прежних служений с нынешним, отличаются ли паства или духовенство и, если так можно сказать, в целом вектор общественного сознания направлен к Церкви или все же превалируют договорные отношения типа «нагрешил-покаялся»?

Мне довелось три года учиться во Франции, и по возвращении домой я попросил матушку Феодосию помолиться о том, чтобы служение мое проходило все-таки на Родине. Дело в том, что не каждый имеет склонность жить на чужбине, неизменно принимая часть чужой культуры, которая неминуемо вытесняет часть культуры родной. Я русский человек и мне это давалось очень тяжко – не хотелось терять ничего, из приобретенного с детства на родной земле.

В остальном мне довелось служить в Центральной России, где я вижу городских прихожан, приходящих в Церковь более осознанно, чем полумистическое восприятие веры в сельских приходах, где сильна именно обрядовая часть, особенно среди пожилого населения. Конечно, потребительское отношение есть и там и там, равно как присутствует и желание все-таки стремление к духовному развитию и совершенствованию.

Очень радует, что молодые люди, независимо от места проживания, приняв решение придти в храм, стараются идти по дороге веры как по лестнице, то есть понимая, что за каждой духовной ступенью следует очередная.

Чем можно объяснить некоторую инертность православных, в том числе и духовенства, значительная часть которых не считает важным нести свет Евангельских истин с использованием новых технологий?

Начну с себя – мне не чужды новые технологии, что подтверждается и нашей с вами беседой, которая, надеюсь, будет полезна для зрителя, и наличием у меня канала на YouTube с проповедями, и присутствием в различных соцсетях.

Каждый священник должен по своему рукоположению проповедовать, постоянно вспоминая слова апостола Павла: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1Кор 9:16).

С другой стороны, если бы мы все были, как апостол Павел, который свою проповедь подтверждал делами…

Дело то в том, что для того, чтобы зажечь огонь в сердцах других людей, нужно этот огонь иметь в своем сердце, но нет миссионерского огня, если ты не ведешь внимательный христианский образ жизни!

Стремление к праведной жизни возжигает этот огонь, которым и следует делиться, а если делиться нечем, то и стремления у человека такого не будет.

Если же человек горит желанием проповедовать слово Божие, то вера его крепка, а уклоняются от проповеди, так как не чувствуют себя нравственно готовыми к этому и боятся больше навредить.

Кстати, меня студенты часто спрашивают, мол, владыка, вы вот нам проповедуете, а сами-то следуете своему слову… Всегда отвечаю, что я первый слушатель своих проповедей, во время которых я, в-первую очередь, убеждаю сам себя к стремлению к более духовному образу жизни.

Подводя итог, отмечу, что проповедовать надо – в храме обязательно, жизнью в идеале, чтобы человек без слов был живой проповедью о Христе Спасителе, ну и нельзя чураться современных технологий.

У обывателей, в силу разных обстоятельств, складывается определенный идеальный образ архиерея, а какой образ рисовали себе вы и соответствуете ли ему или еще есть место для роста?

Не скажу, что будучи студентом представлял себя архиереем и думал о том, каков я буду в этом служении - такое желание само по себе считается тщеславием и гордостью…

Идеал я ищу и ориентируюсь на уже почивших, ибо сказано не суди о человеке покуда не увидишь его кончину – если конец пути благой, значит и жизнь его была доброй, и может служить примером.

Для меня такими примерами служат святители Василий Великий, как идеальный для меня епископ, Григорий Палама и более близкий к нашему времени Филарет Московский.

С назначением в Веневское викариатство вы были освобождены от должности ректора Московской духовной академии, тем не менее, вернулись в эту теплицу, чтобы пестовать молодых священников уже в качестве преподавателя. Есть ли в связи с этим какой-то дискомфорт и не поменялись ли отношения с коллегами, для которых вы ранее были начальником?

В общении с педагогами ничего не поменялось, а вот студенты стали более открыты и могут рассказать о своих проблемах в студенческой среде, что не могли сделать, соблюдая дистанцию между ректором и учеником. Стараюсь помочь им преодолеть возникающие проблемы…

Сегодня понятие друг, к сожалению, нередко измеряется не качеством, а количеством. Каково количественно-качественное соотношение друзей в вашей жизни?

Великий Божий дар – наличие друзей, потому что есть такие несчастливцы, у которых настоящих друзей нет...

В целом же, друзей не бывает много, и познаются они в скорбях – это аксиома. Когда случается что-то неприятное, сразу поражаешься, как люди, о которых ты и не думал, подставляют тебе плечо и проявляют большое участие, а те, на которых рассчитывал – отдаляются и меняют свое отношение к тебе.

Но мне грех обижаться, Бог одарил меня друзьями и я безмерно благодарю Его за это!

Вопрос, который невозможно не задать, учитывая ваше ректорское прошлое: «Какое место в жизни современного человека должно занимать духовное образование или самообразование»?

Первенствующая Церковь – это ученики Христа Спасителя и мы, все христиане, до сих пор называемся и является Его учениками. Понятие же ученичества предполагает постоянное образование! Сразу скажу, что в познании Христа Спасителя нет дна, чтобы придти к какому-то результату со словами «я все познал»… Раз за разом, ты понимаешь, что достигнутое - лишь начало чего-то еще более глубокого!

Если же говорить о светском образовании, то человек должен постоянно познавать этот мир, потому что, как говорил Сократ, добродетельный человек – это умный и образованный человек.

По-настоящему образованный человек - мудрый, а мудрый – всегда добродетельный!

Почему в храмах мало молодежи, особенно подростков и студентов, а попытки создавать какие-то православные молодежные движения, мягко говоря, не успешны?

Это очень хороший вопрос, на который я со временем формулировал для себя ответ! Мы понимаем, что человека можно к источнику привести, но пить его не заставишь, пока сам не захочет. Так же и с молодежью в христианстве – воскресная школа, куда родители приводят детей, это источник, и чтобы молодые люди преодолели себя и наклонились попить, надо довести до них простую истину о том, что Церковь Христова всего лишь проводник к Богу!

Это не цель, как думают даже священники некоторые, считая, что если молодежь как-то исповедуется и причащается, то и больше ничего не надо. Важно, что у молодого человека на душе, потому что если во время совершения Таинств у него нет живого общения с Богом, то он и не пьет из этого источника, но вкусив единожды сладость общения с Богом, он никогда не уйдет из Церкви.

Недавно столкнулся с неожиданным проявлением бытового нигилизма – мол, Богу незачем служить, так как Он пришел для того, чтобы служить людям, вот пусть и служит… Можно ли, а главное нужно ли, что-то противопоставлять таким предположениям?

Если человек, обращаясь к немощным родителям, заявляет, что ничего им не должен, так как не просил их приводить его в этот мир и значит, напротив, они ему должны денег, квартиру и так далее, то здравый человек будет изумлен и возмущен такой неблагодарностью.

Здесь же мы говорим о Создателе, который нам вообще ничем не обязан, а вот человек Богу обязан всем, поэтому когда к Богу обращаются как к дарителю какой-то удачи, ничего хорошего из этого не выйдет.

С вашей точки зрения, какими самыми сложными для исполнения являются добродетели, и какой грех наиболее легок для преодоления человеком?

Говорю не от себя, а основываясь на опыте каждого человека, стремящегося изменить себя к лучшему - самыми сложными добродетелями являются смирение и целомудрие, а грех проще всего избежать тот, к которому нет природной предрасположенности.

О чем в своих молитвах просит Бога архиерей?

Служа в Скопинской епархии я составил для себя молитву… Конечно, дословно ее сейчас не вспомню, но суть в том, что, как подтверждает это Святейший Патриарх, архиерей должен молиться о людях, а потом о себе. Моя молитва завершалась просьбой ко Господу дать мне сил на изменение своей жизни, чтобы встать на тот путь идеала, который я проповедую, чтобы не быть недостойным перед Богом и проповедуя другим, не остаться без милости и награды Божией.

Ваше Преосвященство, с огромной благодарностью за участие в проекте «Ровесники века», мы подобрались к вопросу, общему для всех гостей этой студии: «Счастливый ли вы человек и если да, то почему»?

Я счастливый человек, потому что являюсь православным христианином, имеющим шанс стяжать вечное спасение.

Алексей Анкин, фото из личного архива епископа Феодорита (Тихонова), викария Тульской епархии

Чтобы зажечь огонь в людских сердцах, нужно иметь его в себе