Поделиться:
Евангелие от Иоанна повествует нам о словах Христа, вставшего на защиту грешницы и предложившего всякому безгрешному первым бросить в нее камень… Проще говоря, Иисус отметил, что в той или иной степени любой человек, в том числе и члены святой, соборной и апостольской Церкви, может быть подвержен греху и нарушать церковные установления.
Оценку таким поступкам дает Церковный суд.
Зачем он нужен, если есть суд гражданский, а в конечном итоге и суд Божий, нам поможет разобраться гость проекта «Ровесники века» протоиерей Александр Нагайцев, председатель Церковного суда Тульской епархии.
Отец Александр, насколько я понимаю, система судопроизводства в современной Церкви появилась около 20 лет назад, а что послужило толчком к ее воссозданию?
Все полномочия, в том числе и церковной судебной власти, принадлежат на местах правящим архиереям и вот чтобы их хоть немного разгрузить и дать возможность больше времени уделять своему главнейшему служению, - окормлению паствы, создаются различные профильные отделы. Церковный суд и есть один из таких органов, который был создан на рубеже 2000 годов и по сию пору является действующим органом, основное назначение которого помочь человеку в его нравственном возрождении, чтобы предстать на Суд Божий не совсем опустившимся и оскотинившимся.
Некоторые коллеги-журналисты сравнивают церковный суд с шариатским судом у мусульман… Насколько такое сравнение корректно?
На сегодняшний день в ряде стран существуют шириатские суды, к примеру, это Иран, Пакистан, Афганистан, Йемен, Израиль и еще несколько, сейчас не вспомню, где такие суды имеют очень широкие полномочия, выполняя ряд функций, которые у нас принадлежат судам гражданским.
В православии церковный суд не занимается уголовными делами, а шириатские суда – да. И если говорить об их эффективности, то мы видим в этих странах очень низкий уровень преступности, что конечно обусловлено жестокостью наказаний – в Йемене до сих пор ворам руки рубят.
А сравнение такое не корректно по той причине, что основное назначение нашего церковного суда не в наказании человека, а в его вразумлении и воспитании, взывании к совести человека, чтобы он, осознав глубину своего падения, начинал исправляться.
Нынешние нормативные акты основываются на Положениях дореволюционных Поместных соборов или все совсем иначе?
В основном церковный суд все-таки опирается на Церковные каноны, постановления Вселенских соборов и правила святых отцов, а сегодня еще добавляются Устав Русской Православной Церкви и Положение о Церковном суде, а также ряд иных положений, что вкупе позволяет немного расширить сферу деятельности Церковного суда.
Какие вопросы находятся в компетенции церковного суда, и какие дела рассматриваются чаще всего?
В составе суда Тульской епархии пять человек и каждый работает весьма и весьма активно, так как круг рассматриваемых вопросов чрезвычайно широк. Это и дела мирян, и дела клириков, начиная от недобросовестного исполнения своих христианских обязанностей, супружеского долга или отношения к родителям или детям, возможность совершения христианского погребения при определенных обстоятельствах.
Значительно и количество прошений – были периоды, когда они исчислялись сотнями! Понимаете степень ответственности и нагрузку при таком объеме работы? Ведь за каждым прошением стоит живой человек и его судьба, так что важно не просто не навредить, но спроецировать свое внимание на том, чтобы помочь ибо Церковный суд орган не карающий, а милующий.
Вопрос, который волнует многих, о прошениях, связанных с отпеванием «жизнь свою самовольно скончавшего». В каких случаях современная Церковь признает такое поминовение возможным?
Существует ряд обстоятельств, которые мы обязательно указываем в решении церковного суда. Обычно мы милуем тех людей, которые действительно находились в таком безвыходном состоянии, - хотя у настоящего верующего христианина таких состояний быть не может, - когда из-за страшных и мучительных заболеваний, приводящих к тому, что человек совершает страшный этот грех бессознательно.
Конечно, есть явные самоубийцы, не просо оставляющие посмертные записки, но и насылающие в них проклятия чуть ли не на весь род человеческий – такие, безусловно, не достойны христианского погребения и поминовения. В таких случаях мы рекомендуем родственникам чин молитвенного поминовения, потому что родственник должны за такую душу все равно и всенепременно молиться, так как у Бога милости очень много.
Наша же задача досконально разобраться и милуя действительно страдавших людей, разрешить совершить над ними чин христианского погребения. В этой связи мне вспоминается пример из практики XIX века, когда владыка Санкт-Петербуржский Исидор на одном из подобных прошений наложил такую резолюцию: «Если дьявол посмеялся над телом человека, мы не можем допустить, чтобы он посмеялся над душой его»!
В обычных судах присутствует определение гражданских прав и свобод, а что характеризует эти понятие в христианском понимании?
Так и у каждого христианина есть и права, и обязанности и обусловленные этим свободы. Однако важно, чтобы христианин понимал, что обязанности его не менее велики, чем права и свободы, так как он обязан быть примером для окружающих, особенно для тех людей, что только начинают свой путь к Церкви.
Христианин, по сути, это светильник, показывающий своему окружении, что существует совершенно иная жизнь, чем плотско-материальная, а духовная, где все построено на принципах взаимной любви, милосердия, сострадания и уважения.
Кстати, до революции в составе церковных судов могли участвовать миряне, но сейчас этой нормы нет. Почему?
В те времена нравственный облик мирян был несколько иным, а сейчас, к сожалению, уровень нравственности упал и негоже безнравственному человеку решать вопросы нравственного обновления иных людей.
Проще говоря, каждый исторический период времени накладывает свои отпечатки, и сегодня такой нужды нет, тем более что сегодня, а это подтверждается серьезными социологическими исследованиями, многие люди, считающие себя верующими, очень свободно трактуют само понятие христианской веры.
Многие не учитывают, что человек всю свою жизнь должен стремиться к духовному росту, чтобы максимально придти к соответствию с тем, что мы называем образом и подобием Божиим.
Сколько лет вы уже несете послушание председателя церковного суда, и чем был определен такой выбор?
Митрополитом Тульским и Ефремовским Алексием я с 2007 года был назначен к исполнению обязанностей председателя епархиального Церковного суда, уже имея опыт работы в его составе, в качестве секретаря, под председательством приснопамятного протоиерея Сергия Горюнова.
Ответственность, конечно, большая, но и отказываться от ответственности, тоже кажется мне не правильным, особенно если есть опыт работы в нужной сфере. Тем более, что это не только ответственно, но и почетно, в том смысле, что ты не имеешь права на ошибки и казусы, чтобы быть примером христианской жизни.
Если говорить общо, то любой суд исполняет карательную функцию, а как это соотноситься с понятием греха осуждения и насколько тяжело вам, как священнику, побеждать этот вид тщеславия и сохранять милостивое сердце?
Ошибочное мнение, потому что мы руководствуемся не собственными какими-то представлениями и понятиями, а вековыми канонами Церкви. Мы не судим и не осуждаем, а находим соответствующий канон, который уже применялся осознанно в конкретной ситуации.
Уже говорил ранее, но снова подчеркну, что наша цель не наказание человека, а попытка его вразумления в осознании падения и необходимости начинания пути к нравственному возрождению.
Заседания гражданских судов обычно проходят в открытом режиме, а церковные, напротив, носят закрытый характер. С чем это связано?
В основе Положение о Церковном суде, но оно верное и проверенно даже уже на собственной практике. Был у нас такой случай, когда пришлось участвовать в приходском собрании на предмет конфликта между прихожанами и духовенством, чтобы разобраться изнутри, но это оказалось не собрание, а какой-то балаган.
Честно, но мне было страшно за этих людей, забывших о том, что они являют собой образ и подобие Божие. Вот чтобы такое подобие зверофермы не повторялось, заседания и проходят в закрытом режиме, который позволяет сконцентрироваться на конкретном деле, чтобы досконально его исследовать и приять единственно верное решение.
В церковном судопроизводстве наличествует, так сказать, сторона обвинения, а вот адвокатов нет. Почему?
В церковном суде очень гармонично сочетаются три ипостаси – судьи, прокурора и стороны защиты!
Вопрос же именно профессиональной адвокатуры достаточно долго обсуждался, но мы должны понимать, что основная цель адвоката все-таки не в установлении истины, а по большей части в том, чтобы найти какие-то законные или процессуальные лазейки, чтобы помочь клиенту уйти от ответственности.
В церковном же суде основное – это установление истины, которой адвокатская сторона в данном случае может навредить.
Важно и понимать, что осознавший свой проступок не нуждается в защите, так как суд начинается у него в душе – когда совесть обличает, какая защита может быть…
После вынесения решения вы как-то принимает участие в судьбе фигурантов судебного производства, так сказать наблюдаете ли за плодами покаяния?
Конечно, ведь от судьбы человека принятием и забвением решения не отмахнуться! Мы присматриваем за фигурантами, так сказать, а с некоторыми даже складываются в дальнейшем теплые и даже дружеские отношения.
На этом, с пожеланием успехов на ниве вашего нелегкого служения, позвольте задать общий для всех участников проекта «Ровесники века» вопрос: «Счастливый ли вы человек и если да, то почему»?
Не раз слышал этот вопрос, поэтому и ответ давно созрел! Я действительно счастливый человек, потому что имею возможность ежедневно благодарить Бога за свое появление в этом мире.
Алексей Анкин, фото Александра Морозова