Поделиться:
Сегодня в студии «Ровесников века» необычный человек. Это монах Гурий, в миру Александр Драгунов, совсем недавно принявший постриг в Успенском мужском монастыре Новомосковска. Отец Гурий поможет нам понять, зачем люди оставляют мирскую жизнь и посвящают себя подвигу монашеского служения.
Скажите, отче, была ли ваша семья религиозной, кем в детстве мечтали стать и мог ли хоть кто-то, даже и вы сами, предположить, что в достаточно зрелом возрасте вы вдруг станете монахом?
Конечно же, нет - время было другое. Родители застали еще времена, когда можно было крестить детей относительно безопасно, и мы были крещены в небольшом деревенском храме.
Мы же уже из другого поколения и мечтали совсем о другом – о какой-то самостоятельности, стройках комсомольских и прочем, что казалось нужным, правильным и возвышенным. Да и Церковь к тому моменту стала невостребованной и, я бы даже сказал, что она на задворках социализма где-то была спрятана.
Вы трудничали в нескольких обителях, так сказать, присматриваясь к монастырской жизни, а что окончательно повлияло на ваше решение принять постриг?
Да, путь был долгий – только в Оптину Пустынь я ездил лет 15 подряд Великим и Успенским постами, как бы присматриваясь и благословение может какое получить. Раньше к старцу подходили, и он кого-то благословлял на это, а кого-то и нет, то есть иногда те, кто и не собирались в монахи, подвиг это молитвенный исполняли в итоге.
Да, не все могут на путь этот встать – мне во все время, несмотря на то, что монахом всегда хотелось стать, что-то мешало - дети, семья и бытовые какие-то неурядицы.
Я вот, имея радость частого общения со старцем схиархимандритом Илием (Ноздриным), все время боялся у него спросить – надо ли мне в монашество все же идти...
Так и жизнь прошла, а я стал задумываться о том, что надо - пока силы есть, чтобы послужить Господу, а не придти в обитель в немощи век доживать.
Есть слова, чтобы описать пережитое?
Сильный внутренний подъем и радость великая, которой хочется поделиться с родными и близкими!
Ощущаются ли после пострига какие-то внутренние серьезные изменения?
Появляется серьезная ответственность, потому что раньше был просто человек, а теперь монах, то есть человек Божий, а потому ориентир для других людей, которые по тебе обо всем Православии и вере судят.
Брать монахи предупреждали, что сначала се, как эйфория, а потом начнутся искушения, противостояние которым и есть начало подвига монашеского. Так что я, как только что принявший постриг, пока только в эйфории и во всей мере еще перемен своих не осознал и тягот предстоящих не изведал.
Монахом, а тем боле истинным и правильным, за один день не станешь – это тяжелый каждодневный труд во славу Божию.
Кто ваш небесный покровитель и как вы выбрали его в монашеском постриге?
Наш владыка Алексий, митрополит Тульский и Ефремовский с игуменом обители Успенской игуменом Агафангелом (Болдиным) выбрали имя мне в честь новомученика иеромонаха Гурия (Самойлова), за веру убиенного на Тульской Голгофе в 1937 году.
У Бога все промыслительно, ведь иеромонах Гурий долго диаконом в Оптинской Пустыни подвизался, где и я свой путь начинал…
Чем иноческий постриг отличается от монашеского?
Иночество есть ступень первая, дающая время для осознания правильности выбора и если понимаешь, что не твое это, можно еще в мир уйти. Епитимью какую-то наложат, конечно.
А монах – это уже все, ты обет перед Господом дал, и обмануть Его ожидания никак не можешь!
Какой сейчас, после пострига, видится жизнь и не возникает ли ощущение, что там, в той жизни еще что-то осталось недоделанным? Якоря какие-то остались?
Нелегко расстаться со всеми теми связями, что в миру за годы жизни сложились и теперь там остались… Они вроде маленькие все по отдельности, как ниточки тоненькие, а вместе в канат свиваются такой, что пошевелиться не можешь, как Гулливер, которого лилипуты связали.
Понемногу, чтобы никого не обидеть стараюсь якоря эти отрубать, чтобы не отвлекаясь и неустанно служить Господу.
Среди людей крепок стереотип, что в монастырь уходят лишь от одиночества или горя, если не могут найти своего «места в жизни» или чтобы отмолить страшный грех. Насколько это не соответствует действительности?
Бывает и так. Люди, которых Господь к монашеству с детства ведет, и они сами понимают, что иного пути и нет у них, их единицы.
Другим Бог раскрывает путь к Себе, как раз через всякие испытания и болезни, помогая увидеть всю бессмысленность и суетность мира, если в нем нет Христа
Какова на самом деле жизнь в монастыре и в чем ее кардинальное отличие от той, что была прежде?
С одной стороны кажется, что все легко – ты решений никаких не принимаешь и живешь по благословению игумена обители. С другой стоны багаж жизненного опыта голоском бесовским утверждает, что сделать иначе, чем сказано, было бы и лучше, Потом только понимаешь, что через твое, так сказать начальство, Господь все устроил именно так, как и надо. В целом, жизнь монастырская отличается от внешней смирением, кротостью и преодолением своих внутренних бесов, противящихся добру.
Чтобы вы посоветовали тем, кто ищет в монашестве, с одной стороны, укрытия от кажущейся бессмыслицы в жизни, а с другой все же хоть немного, но колеблется?
Тут не дашь какого-то универсального совета, ибо путь у каждого свой. Кто-то колеблется от того, что не уверен, сможет ли он стать хорошим монахом, а иной от всего устал просто и ищет пути легкого, но колеблется не зная, будет ли монашество легким.
Думаю, нельзя спешить и надо идти к старцам – через них Господь направит и промыслом Своим сделает все так, как и должно быть.
Что считаете самым большим несчастьем человека?
Потеря веры – самое большое несчастье и беда огромнейшая. Раньше мы теряли веру в друзей и близких, но это можно пережить, а вот если человек утратил веру во Господа – это край. Мы часто отворачиваемся от Бога, хорошо, что Он от нас никогда…
На этой ноте мы подобрались к общему для всех «Ровесников века» вопросу: «Счастливый ли вы человек и если да, то почему»?
Был такой прекрасный советский фильм «Доживем до понедельника» и там на вопрос о том, что такое счастье, мальчик ответил: «Счастье, это когда тебя понимают»!
С возрастом я понял, что наверное все-таки счастье, это когда ты становишься способным понимать и других, и куда самому тебе идти, к чему стремиться, а силы на это дает Господь.
Беседовал Алексей Анкин