Поделиться:
Очередной гость проекта «Ровесники века» Светлана Ускова, музыкальный педагог Одоевской школы искусств и руководитель детского народного ансамбля «Одоевские жаворонушки».
Светлана, какими ветрами девочку, рожденную в далекой Архангельской области, занесло в провинциальный Одоев?
Северными! - Моя мама родом из Одоева, но вышла замуж и уехала на Север, где в городе Новодвинске Архангельской области родилась и я.
Каждое лето гостила у бабушки в Одоееве, где в более зрелом возрасте встретила будущего супруга, и после свадьбы мы остались на родной земле.
Впитывая с детства благодать и настроение Анастасова монастыря, где вы гуляли с бабушкой, стали ли вы верующим человеком еще в то время или уже в более зрелом возрасте?
Думаю, это случилось раньше, когда еще жила на Севере. Несмотря на то, что в городе не было храмов, папина мама, учила меня молитвам и читала со мной Евангелие. Совсем маленькой девочкой я уже знала наизусть «Отче наш», «Богородице дева радуйся» и очень полюбившуюся мне молитву оптинских старцев.
Когда бывала на каникулах в Одоеве, то с радостью впитывала красоту его провинциальных улочек и великолепные виды на Анастасов монастырь. Все это тронуло струны моей души и потом на Севере мне снились цветные сны!
В детстве вы мечтали быть милиционером, но в итоге выбрали совсем иную профессию. С чем это связано?
С виду я нежная и тихая, но внутри – воин! Будучи совсем девчонкой, я часто попадала в конфликтные ситуации, где требовалось защитить слабого. Став взрослой хотела обрести профессию, которая позволяла бы мне защищать слабых и самой чувствовать себя защищенной.
В итоге я выбрала, по совету мамы, другую профессию, став дирижером хора, а милиционером служит мой супруг!
Одна из важнейших задач коллектива «Одоевские жаворонушки» - это объединение людей, как светских, так и верующих, с целью гармонизации семейных отношений. Как это работает на практике?
Народная культура и творчество вообще тесно связаны с семьей – колыбельные песни, детский потешный фольклор, крещение и календарные песни... А свадебные песни – это же огромнейший пласт, в основе которого также ценности крепкой и полноценной семьи!
В православной культуре тоже много уделяется внимания семейным ценностям и их сохранению.
Естественно, что и наше творчество, особенно если учесть, что мы работаем на базе Анастасова монастыря, ориентировано на сохранение богатого культурного наследия, в том числе и семейных традиций.
На занятиях мы не только разучиваем песни, но начинаем с того, что нужно любить свою семью и почитать родителей, соблюдая Заповеди Божии, в основе которых любовь к ближним. Понимая и принимая важность жизни с Богом, дети осознают, что это и есть основа счастливой жизни.
Последние годы ни одни «Рождественские чтения» проводимые Тульской митрополией не проходят без «Одоевских жаворонушков». Как вы думаете, насколько самим исполнительницам интересно выступление на такой площадке?
Нам интересно выступать на любых площадках, но Рождественские чтения создают особую атмосферу праздника Рождества Христова, который очень близок и понятен деткам!
Мы не только сами радуемся этому торжеству, но и транслируем атмосферу этого праздника слушателям, в том числе и на таких мероприятиях.
Девочки, с которыми вы занимаетесь, поют еще и за Божественной литургией… Это ваше наставление или они сами хотят помогать на клиросе?
Большая часть нашего коллектива – это юные прихожанки Одоевского храма Живоначальной Троицы и они на уроках воскресной школы знакомятся с азбукой Божественной литургии. Другие девочки, несмотря на то, что еще не воцерковлены, по моему предложению с большим желанием изучают и посещают храм, чтобы петь на Литургии. Мы никого не неволим!
Если же говорить о том, как все начиналось, то хочу отметить, что благословил нас на участие в пении за Божественной литургией наместник Анастасова монастыря игумен Парфений (Сачков).
Увидев наши фотографии в Интернете, он позвонил мне с предложением спеть Литургию в монастыре. Преодолев первичный страх, а выучить песнопения за такой короткий срок действительно сложно, мы, с Божией помощью, уже спели две службы.
У вас за плечами уже более десяти выпусков, как складывается творческая судьба «жаворонушков» в дальнейшем и отслеживаете ли вы их успехи?
Мы общаемся и видим, что есть девочки, которые выбрали себе профессию именно на этом поприще. Одна из наших выпускниц поступила даже в Санкт-Петербуржскую академии. Остальные девочки, учась в разнообразных вузах, не оставляют народного творчества и участвуют в культурных мероприятиях своих учебных заведений.
Серьезная классика, народная музыка, церковные песнопения и блеяние современной эстрады – все основано на семи нотах, но почему все такое разное?
Произведения, созданные с любовью и тяжелым трудом априори не могут быть проходными. Сделанное без любви к Богу и человеку недолговечно и уйдет прахом.
Что такое «избяное» пение и чем оно отличается от тульской песенной традиции или привычно-залихватского «Эх, мороз, мороз»?
Избяное пение – это северное исполнительство. На морозе особо не покричишь, поэтому звук мягкий и некрикливый – все-таки в помещениях пели.
А тульская традиция пения занимает промежуточное положение между южнорусской и среднерусской певческими традициями. Это более открытый звук…
Русский музыкант Митрофан Пятницкий считал, что душа русского народа отражена в песне, как в зеркале. Сегодня молодежь во многом американизирована, и культурные традиции Родины воспринимает с трудом, особенно песенные. Как бороться и надо ли с повсеместными «поющими трусами» и песнями в два притопа, три прихлопа?
Бороться надо! Естественно не на баррикадах, а трудами по возрождению нашей традиционной культуры, что кстати в нашей области и делается активно. Мне думается, что не во всяком регионе проводиться такое количество мероприятий и фестивалей, посвященных народным и православным традициям.
Конечно, и родители должны быть более активными, предоставляя детям возможность посещения выставок и концертов, раскрывающих красоту народной культуры.
В завершении встречи, за которую мы вас вседушевно благодарим», общий для всех «Ровесников века» вопрос: «Счастливый ли вы человек и если да, то почему»?
Я счастливый человек, потому что я верующий человек и живу в России, в одном из ее прекраснейших городов – Одоеве!
Беседовал Алексей Анкин, фото из архива Светланы Усковой