Поделиться:
Существует представление, что православный психолог - это некий неудачник, не сумевший стать светским профессионалом. Насколько такое мнение соответствует действительности, нам поможет разобраться гостья Творческой студии «Обитель» Наталья Маркина, психолог с почти четвертьвековым опытом работы психологом в светских и духовных учреждениях.
Наталья, давайте начнем с небольшого блица… Какие вы любите цветы и есть любимая книга, фильм или музыка, которые можно бесконечно перечитывать, пересматривать и переслушивать?
Ромашки! На счет книги – Экклесиаст, с которой недавно ознакомилась и теперь, часто перечитывая, каждый раз нахожу что-то новое. Она помогает мне осмысливать мир и находить иные взгляды на привычные вещи.
Их кинофильмов – «Гардемарины» и «Троя». Думаю это связано с тем, как удачно там переплетена любовная линия с историческими событиями.
Музыка – всегда под настроение…
Спасибо. Теперь о психологии, вы получили образование психолога в Обнинске, в светском вузе, а православную психологию осваивали уже, извините за тавтологию, в православном институте. Есть ли разница, нужно ли было базовое светское образование или можно сразу ходить в православные психологи?
Когда было принято решение об обучении на православного психолога, мне было легко, так как базовое образование и пятнадцатилетний опыт практической работы, позволили сосредоточиться на изучении догматических наук. Мне и так догматика давалась нелегко, а если бы еще наложилось изучение психологии, было бы нереально тяжело. Проще говоря, каждый выбирает сам, но для меня именно такой путь показался более верным.
Сразу получать образование православного психолога можно в том случае, если ты на 100 процентов уверен, что служение – это твое.
Вы начинали работать в светском психологическом центре, а теперь подвизаетесь в качестве психолога молодежного отдела Белевсккой епархии. С чего такие перемены?
Пять лет назад меня позвали в православную детскую телестудию «Лучик надежды», которая тогда только открылась в нашем городе, в качестве приглашенного специалиста для освещения вопросов, поднимаемых ребятами в социальных роликах.
Я пришла с дочкой, которой настолько понравилась царящая там атмосфера, что она так и стала часть времени проводить в студии. То есть пока я давала интервью, ее смогли увлечь настолько, что она и по сию пору помогает, принимая участие во многих мероприятиях и акциях, в том числе и в качестве видеооператора.
Глядя на молодежь, я загорелась желанием применять полученные знания на практике.
«Лучик» развивался, и со временем появились волонтерский отряд и молодежный клуб. Параллельно развивалась и я – от приглашенного специалиста до преподавателя, что привело меня к мысли о постоянной работе на этом месте, потому что это островок спокойствия, а детские увлеченные сердца - словно настоящие лучики счастья и надежды. Собственно, с этого момента и пришла идея погрузиться в православную психологию и получить соответствующее образование.
Практически два века назад святитель Феофан Затворник говорил о необходимости учебника по христианской психологии. За это время появились достойные профильные учебники или психологам дают теологическое образование и все остальное они потом сами собирают по крупицам, отделяя зерна от плевел?
Учебника именно по православной психологии я не встречала, потому что они едины для психологии, как науки. К базовым знаниям просто добавляются навыки оценки каких-то проблем именно с точки зрения православной догматики и этики.
Так что учебников отдельных нет, но есть публикации научных трудов, объединяющих опыт серьезных ученых и священнослужителей.
В обывательском мозгу симбиоз, если можно так сказать, веры и науки является антагонизмом. Отсюда стереотипный вопрос: «Зачем психолог в храм, где есть мудрые пастыри, который все «…тучи разведут руками»?
Сразу давайте уточним, что в священник – в храме, а психолог – при храме. Люди, ищущие духовного совета и утешения, приходят к батюшке, а к психологу приходят с душевными терзаниями, связанными именно с психологией.
Кстати, а самим священникам нужны психологические консультации?
Все мы люди. В определенный момент каждому человеку бывает нужна поддержка со стороны близких и друзей, а иногда и психологов.
Вы общаетесь по долгу службы только с верующими людьми или светские тоже ищут в вас поддержки? И с какими вопросами чаще всего обращаются те и другие?
Опыт православного психолога пока незначителен, поэтому я пока не могу выделить какие-то специфические вопросы, требующие рассмотрения именно через призму православной веры. Чаще всего приходят люди с просьбами помочь решить извечный вопрос отцов и детей, а так же с эмоциональными проблемами у ребенка.
Сами понимаете, что в таких вопросах делить людей на верующих и не верующих, неправильно, потому что если человек уже пришел, то я, как специалист, должна помочь, насколько это возможно.
Психологи нередко говорят, что нужно принимать себя таким, какой ты есть, но такой совет создает когнитивный диссонанс с православной практикой покаяния. Что вы думаете по этому поводу?
Мне очень не нравиться такая постановка вопроса. Как можно принимать себя таким, какой ты есть? А если ты сегодня напился пьяным, на работу не пошел или еще что-то нехорошее учудил - что радоваться этому? Так можно до полной деградации личности дойти!
Мы же созданы по подобию Божьему, а Он идеален. Соответственно мы должны стремиться к этому идеалу. Да, это сложно и даже не возможно, но нам следует воспринимать и принимать себя именно на этом пути – сегодня я стал еще на один шажочек ближе. Думаю, в таком ключе можно говорить о восприятии себя таким, каков ты есть.
Основанное направление вашей деятельности – это работа с детьми. Мои родители считают, что мои дети и внуки серьезно отличаются от нашего поколения, а что думаете по этому поводу вы, и можно ли спрогнозировать какими дети будут через 50 или 100 лет?
Думаю, что невозможно дать такой прогноз, потому что жизнь не стоит на месте. Разница между поколениями существенна, а если сравнивать нас с прадедами – вообще пропасть.
Даже мы с вами не были настолько информированными, как наши дети. У них гаджеты и интернет, что не так уж и хорошо с точки зрения ухода от живого общения и умений обустройства собственного быта.
Так что тут можно только смотреть, насколько другими они станут, и помогать им не растерять на этом пути доброту и совесть.
Сейчас много говориться о том, что воспитанные и выросшие в церковной среде дети уходят за церковную ограду. Как этому противостоять?
В современном мире не всегда «популярно» быть православным христианином, что накладывается на кризис подросткового возраста, когда меняются приоритеты и авторитеты. И если дети уходят за церковную ограду, то вина на нас, не научивших их пониманию того, что общественное мнение, особенно основанное на стереотипах, очень редко бывает объективным и правильным.
Мне кажется, что если воспитание проходило все-таки в православной семье, то такой уход временен, а когда болезнь роста пройдет и став взрослым такой человек все равно вернется в храм. И не потому, что его туда привели родители, а по требованию собственного сердца.
В давние времена многие психологические проблемы списывали на бесов. Как сегодня объяснить ребенку, а подчас и взрослому, что в него не бес вселился, а проблемы со здравием возникли?
Только в диалоге. Нам для этого Господом и дана речь – уметь доносить до другого знания и мнение, помогающие жить конструктивно, а не разрушая себя изнутри болезнью, которую могут лечить врачи или духовной слабость, преодолеть которую помогут в Церкви.
А вы как воспитывали свою дочь? Проводили на ней психологические эксперименты или вы психолог на работе, а дома добрая мама и любящая жена?
Мне точно повезло с дочерью, а ей, надеюсь, повезло с матерью, поэтому наше общение и взросление обошлось без экспериментов. Дочери нравиться психология и нередко, задумываясь о проведении каких-то мероприятий или отдельных упражнений, ей всегда хотелось включиться в процесс и попробовать, как это работает. Ее оценки очень помогают мне в работе…
С благодарностью за беседу позволим себе вопрос, завершающий все беседы в этой студии: «Счастливый ли вы человек и если да, то почему»?
Меня окружают люди, которые словно «лучики» добра и надежды, дарят мне новые возможности и радость от общения. Вокруг меня постоянно происходит что-то интересное и хорошее. Да, я счастлива.
Алексей Анкин, фото из личного архива Натальи Маркиной